Итак, мы заценили первое поколение того, что в последствии назовут игровыми приставками, со встроенными играми. Прошлись по второму поколению, увидев первые попытки перехода на картриджи. Теперь же нас ждёт, не побоюсь этих слов, самое известное поколение приставок, называемое иногда расцветом эпохи электронных развлечений. Именно в это время приставки начинают разделять по "битности", и третье поколение называется так же восьмибитным.
Третье Поколение Игровых Систем
Это, наверное самое известное поколение, берёт свой отсчёт с июля 1983го года, когда в Японии выходят Nintendo Famicom и SEGA Game - 1000 (SG-1000). Во времени же конца этого поколения мнения учёных разошлись. Мне лично импонирует точка зрения, что "конец восьмибитной эры" наступает в 1987м году с выходом PC Engine / TurboGrafx-16 от NEC, хотя отдельные экземпляры приставок второго поколения разрабатываются до 1990го года.
Итак, лето 1983го года. В Америке и Европе полным ходом идёт "второй крах индустрии рынка видеоигр", что знаменует собой некоторый застой в разработке и выпуске новых приставок и игр. В Японии же в это время всё замечательно, поэтому в июле 1983го выходят аж две приставки, знаменующие собой начало нового поколения - Family Computer, она же Famicom от Nintendo и SG-1000 от SEGA. Интересно, что дата выпуска обеих приставок в большинстве источников совпадает до дня - 15 июля 1983го. Как известно теперь, Nintendo победила по всем параметрам, ведь практически во всём мире её приставка была в лидерах по количеству проданных экземпляров, количеству выпущенных игр и количеству лицензионных и не очень копий приставки. Sega удачно укрепилась лишь в Бразилии и Европе, поэтому есть очень много игр для её приставки SG-1000, которые выходили исключительно в этих регионах. Тут ещё стоит упомянуть про оригинальную маркетинговую находку Nintendo - Sharp Nintendo Television. Суть очень проста и гениальна одновременно - Sharp выпускает телевизор, к которому Nintendo добавляет встроенную Famicom. Засчёт некоторой специальной подгонки этот тандем имел лучшие показатели картинки и звука, чем любой другой телевизор и эта же самая приставка. Помимо консолей от этих двух гигантов, в 1983м году вышла ещё одна 8битная приставка, PV-1000 от Casio. Но она, не выдержав конкуренции, практически сразу же "умерла", оставив после себя наследие в виде 15ти игр.
В 1984м году Atari, понесшая большие убытки во время кризиса и проданная Tramel Technology Ltd, решает вернуться в индустрию видеоигр. Возвращается она с приставкой Atari 7800, которая получает достаточную известность в Северной Америке и благодаря обратной совместимости с играми от Atari 2600 хорошо продаётся до прихода на Американский рынок Nintendo в 1985м году со своей NES (Nintendo Entertainment System, которая есть Famicom с изменённым дизайном). Интересно, что именно Atari годом ранее должна была продвигать NES на Североамериканском рынке, но в силу некоотрых причин отказалась, решив сама захватить этот рынок.
В 1985м, помимо выхода Nintendo на Североамериканский рынок, происходит ещё одно значимое событие - SEGA, которая к этому моменту уже является аутсайдером в битве с Nintendo, выпускает свою Sega Master System. Приставка создавалась как конкурент Famicom\NES, но в итоге ей вместе с Atari 7800 пришлось делить 10% рынка, в то время как оставшиеся 90% принадлежали Nintendo. Доминирующее положение Sega заняла лишь в Европе, Бразилии и Океании, в частности за счёт продажи своих приставок там, где Nintendo не решалась продавать свои. Так же стоит упомянуть выход совершенно отдельно стоящей консоли на LD-дисках - Halcyon. Это вторая подобная система (первой была MSX Palcom Laserdisk), к которой вышло аж целых две игры)
Год 1986й от Р.Х. ничем особенным в плане появления приставок не отметился, разве что вездесущая Nintendo выпустила для своей приставки Famicom Disk System (FDS) - специальный девайс, который подключался к приставке и позволял играть в игры, записанные на специальные флоппи диски, называемые Disk Cards.
1987й год, закат 8битной эры, отметился выходом двух приставок, которые не имели широкого распространения. Первая - Atari XEGS по сути представляла собой обрезанный компьютер Atari 65XE. К ней можно было докупить перифирию, и таким образом превратить приставку в полноценный компьютер. Вторая появившаяся приставка - Action Max от Worlds of Wonder, использовавшая VHS кассеты для игр.
Ну и как уже писалось выше, эпоха 8битных приставок заканчивается в 1987м году с началом выпуска 16битных консолей. Кстати период 8битных приставок называется ещё первой консольной войной, которая шла между Atari, Nintendo и Sega. Правда эту войну войной можно назвать условно, ибо Nintendo через год после запуска Famicom захватила себе до 90% рынка с результатом примерно в 62 миллиона официально проданных консолей, в то время как Atari и Sega довольствовались оставшимися 10% с соответственно 3,7 и 12ю миллионами проданных консолей.
Одна из вещей, позволившая этому поколению приставок стать самым известным - игры. Именно в это время программисты начинают разрабатывать игры конкретно для приставок, а не портировать их с игровых автоматов как раньше. Конечно же, портирование никто не забрасывает, но таких игр становится много меньше. Из знаменитых впоследствии серий игр, в это поколение появились такие хиты как Castlevania, Dragon Quest, Final Fantasy, The Legend of Zelda, Mega Man\Rockman, Metal Gear, Metroid, Ninja Gaiden\Ryukenden, Phantasy Star, Super Mario Bros.. Тут, наверное, следует упомянуть политику большой N в отношении фирм-производителей картриджей со своими играми. Разработка игр для NES всячески поощрялась, но только по лицензии и на условиях компании. Жёсткий контроль позволял манипулировать рынком и создавать искусственный дефицит картриджей, что в конечном итоге вынудило часть компаний заниматься пиратством.
На фронте портативных приставок затишье перед бурей. Лишь только вездесущая Nintendo продолжает выпускать разнообразные портативки из серии Game & Watch. Подробнее о них можно почитать тут.
Как обычно, поглядим на наиболее известные приставки этого поколения и начнём с
Оригинальная приставка, Famicom, выходит в Японии 15го июля 1983го года. Приставку проектировал Масаюки Уемура (Masayuki Uemura), который позднее приложил свою руку и к другому творению Nintendo - SNES. Как это ни странно прозвучит, но приставка, которую IGN называет величайшей консолью в игровой истории изначально продавалась очень плохо. Nintendo пришлось отзывать первые партии и перерабатывать железо, и только после этого консоль начала своё восхождение к вершинам игровой индустрии. Кстати, кодовое имя проекта до выпуска было "GameCom".
Ещё в 1983 Nintendo попыталась выйти на Североамериканский рынок, однако из-за скандала с Atari, которая должна была заняться распространением приставки, приставка в США так и не появилась. Суть конфликта в том, что Atari увидела игру Donkey Kong, которую конкуренты, Coleco, выпустили для своего компьютера. Это было нарушением со стороны Nintendo, поскольку Atari должна была быть единственной компанией выпускающей их игры в Северной Америке. Как оказалось позднее, Coleco игру не лицензировали, а портировали её нелегально. В 1985м году Nintendo пытается уже сама пробиться на этот рынок с переделанной приставкой, которую назвали NES (Nintendo Entertainment System) и 18ю играми, предназначенными для запуска и раскрутки консоли. В 1986м году приставка появляется в Европе и в Австралии. Не удивляйтесь, если вдруг самая известная приставка в мире вам не знакома - ведь помимо официальных, выходила куча нелегальных клонов приставки, самый известный из которых на просторах России - Денди.
Прямой конкурент Nintendo, по крайней мере по дате выхода приставки, появился на прилавках магазинов день в день с Famicom - 15го июля 1983го года. В тени такого конкурента, приставка от Sega очень плохо продавалась в Японии. Тогда компания делает ход конём и начинает продавать свою приставку там, где пока Nintendo ещё ничего не продаёт - Астралия, Бразилия, Тайвань, Новая Зеландия - и за счёт этого приставка продолжает держаться на плаву. В 1984м выпускается SG-1000 II, к которой можно подключать клавиатуру. Хотя приставка и не имела большого успеха, её основная роль в истории - предпосылка для создания Sega Mark III, превратившейся в
Оригинальная Sega Mark III выпускается в Японии в 1985м году. Она могла "читать" игры как на картриджах, так и на специальных "Sega Card". В 1986м редизайненная версия приставки, названная Sega Master System выпускается в Северной Америке. Как уже писалось выше, Sega не смогла соперничать с Nintendo в этом регионе. Однако бешеная популярность пришла к этой приставке в PAL-регионах (Европа и Океания) и в Бразилии, где консоль несколько раз перевыпускалась с изменённым дизайном, где для приставки вышло много всяких периферийных девайсов, навроде шестикнопочного джойстика или беспроводных джойстиков, и где так же вышло довольно много экслюзивных игр для неё. Официально приставка поддерживалась в Европе до 1996го года, и на тот момент имела в своём активе более двух сотен игр.
Приставка от Casio, выходившая только в Японии, выпущенная в 1983м году. Несмотря на то, что приставка появилась на заре третьего поколения и имела довольно неплохие технические характеристики, она не смогла занять какой-нибудь достойной позиции и исчезла с прилавков магазинов в течении пары месяцев. Игр было выпущено всего 15 и большая часть из них была портами с MSX. На основе приставки был сделан компьютер PV-2000, не совместимый с ней.
Одна из последних попыток некогда великой Atari вернуться на рынок видеоигр. Приставка вышла в январе 1986го года в США, хотя анонсирована приставка была ещё в 1984м, незадолго до продажи компании. 7800 стала первой приставкой, разработанной вне Atari, фирмой General Computer Corporation. Приставка имела обратную совместимость с большинством игр от Atari 2600 и могла быть дополнена до настоящего компьютера путём подключения специальной клавиатуры. Так же имелся порт расширения, через который планировалось подключение проигрывателя лазерных дисков. Сейчас приставка известна ещё и большим количеством не выпущенных (но объявленных) аксессуаров и игр.
Довольно оригинальная консоль, выпущенная в 1987м году фирмой Worlds of Wonder. Оригинальность приставки заключается в том, что для игр использовались VHS-кассеты, но видеоплеер в комплект приставки не входил) Единственный жанр игр - виртуальный тир, поскольку всё что позволяла делать эта приставка - стрелять по экрану, причём очень важна была точность стрельбы. Поскольку игр было немного, и к тому же реиграбельность у них была никакая (каждый раз прохождение было 100% идентичным), приставка не снискала большой популярности.
Человек и пароход в одном лице. Приставка, являющаяся облегчённой версией компьютера Atari 65XE, которая при добавлении неких девайсов может превратиться обратно в компьютер. Обладает полной совместимостью с играми для компьютера, поэтому отдельно игры почти не разрабатывались. Большого успеха консоль не имела, зато послужила ещё одним гвоздём в крушку гроба Atari.
Amstrad GX4000 - неудачная попытка компании Amstrad выйти на рынок консольных видеоигр. Неудачная как минимум потому, что на дворе стоял 1990й год - время когда властвовали 16битные монстры Sega MD и SNES. Было продано всего 15 тысяч экземпляров консоли, после чего она мирно отправилась в забытие. Считается одним из крупнейших провалов в индустрии видеоигр.
Ещё одна довольно необычная приставка, выпущенная фирмой RDI Video Systems в 1985м году. Является второй в мире игровой приставкой на LD-дисках. Изначальная цена приставки была 2500 вечнозелёных и за эти деньги вы получали проигрыватель тех самых лазерных дисков и домашний компьютер. За всю недолгую жизнь приставки было выпущено две игры, хотя как минимум ещё четыре находились в разработке и для них существовали рекламные ролики. Примечательно, что приставка имела голосовое управление.
По поводу эмуляции... Большая часть приставок этого покления спокойно эмулируется как под Windows\Linux, так и например на Android, iOS и даже на других приставках. Помимо десятков отдельных эмуляторов, существует ещё MESS (Multiple Emulator Super System), куда частично входят представленные здесь консоли.
P.S. И как всегда, напоследок, ещё больше фотографий девайсов из этого временного периода. Часть из них - отдельные малоизвестные приставки, часть - клоны довольно известных.