Предисловие Бена: Вообще-то я не люблю публиковать истории всяких, не желающих раскрывать своей личности, разработчиков, но в данном случае речь идёт о людях, которые знают, о чём говорят. Я с ними знаком и безоговорочно им доверяю. А кроме того, аргументы, которые они приводят, я сам не раз слышал, когда заходил в бар после E3.
Речь идёт о проблемах, которые вредят играм на Android, и я считаю, что о них надо говорить. Тем более, что люди знают то, о чём говорят, лично в этом варились, и даже достигли определённых успехов. И вот теперь они решили поделиться своим знанием. Так что приготовьтесь.
Когда какой-нибудь инди-разработчик анонсирует мобильную игру, то как правило речь идёт об игре для iOS. Платформа Android рассматривается как дополнительная возможность в будущем. Если вообще рассматривается. И это учитывая, что на рынке приложения для Android занимают огромную долю. Так почему же несмотря на большие деньги, которые согласно статистике вертятся на Андроиде, так много инди его игнорируют?
Всё дело в том, что инди на Андроиде хреново.
Мало того, единственный приносящий настоящую прибыль рынок на Android — это Google Play. И судя по моему опыту, собственно Google не слишком-то занимается этим самым Google Play'ем, а недостаток внимания в свою очередь ударяет по рядовым разработчикам.
Конечно там есть немало успешных проектов, в том числе и инди, однако все разработчики, с которыми я беседовал, говорят о том, что выпуск игр на Android связан со множеством проблем и разочарований. В особенности для новичков — они осваивают платформу (которая действительно намного более доступна и проста, чем iOS), делают игру, и лишь после того, как выпустят её (потратив время и деньги) сталкиваются лицом к лицу с настоящими проблемами.
Основных проблем две.
Android поддерживает слишком много устройств (более 4000 на 2012 год)
Как вы можете догадаться, непросто сделать программу, которая работает так как надо в разных разрешениях и на разных процессорах. Однако это уже не проблема, благодаря таким инструментам, как Corona и Unity. Настоящая проблема гораздо коварнее.
Благодаря множеству видов устройств, особенно дешёвых вариаций, смартфоны с Android оказываются доступны людям, которые обычно их не покупают. Хорошо? Но в то же время у Android отсутствует единая система распространения, и никто не учит всех этих пользователей, как собственно пользоваться их девайсами (как это делают Apple's Genius Bars). А ведь есть ещё и нюансы у разных устройств — разные дисплеи, хранение данных, качество. В итоге покупатель практически не разбирается в том что он купил. И если что-то не работает, он даже не знает, в чём причина — в программе, в самом устройстве или он сам что-то не то нажал.
Да и в самом рынке есть баги, вроде «application not licensed».
И таким образом получаем: куча разнообразных устройств плюс толпа необразованных пользователей плюс сам кривой рынок равняется огромному количеству писем в техподдержку. Такое большое, что маленькой команде разработчиков просто не справиться.
Из моего личного опыта: на Android в 10-50 раз(!) больше писем в техподдержку (в расчёте на одну загрузку) чем на iOS. И это только для платных загрузок, для freemium приложений ситуация на порядок хуже. И единственное решение, которое в данной ситуации работает — игнор. Иначе вам надо будет нанимать отдельных людей, которые круглыми сутками будут отвечать на запросы, что не по средствам большинству инди-команд. Я не представлял подобного, до того как стал работать на Android.
Как пользователи могут терпеть подобное отношение? А никак. Поэтому, если пользователи iOS в большинстве своём дружелюбны, то очень многие пользователи Google Play постоянно чувствуют себя обманутыми и кинутыми разработчиками.
С такой аудиторией гораздо хуже отзывы и обзоры, хуже продажи, а построить вокруг игры сообщество вообще проблематично. Главное преимущество инди-разработчиков перед большими компаниями, то что они живые люди, понимающие своих игроков, но на Android возникает ситуация, когда быть живым человеком не значит ничего.
Вторая проблема в том, что Google Play не заботится об инди.
Недостаток PR и других возможностей
Хотя алгоритм для классификации игр в магазине Google Play сложнее обмануть, чем алгоритм в App Store на iOS, на этом преимущества Google Play заканчиваются. На iOS есть целая процветающая экосистема обзорных сайтов, журналов и многочисленные подкасты. У Android есть лишь несколько разрозненных сайтов и вообще сообщество на нём крайне раздроблено.
А это значит, что получить рекомендацию для покупки там гораздо сложнее, чем на iOS. Добавьте сюда то, что в разделе «Google Play рекомендует» вообще довольно мало игр, и вот вам ещё одна проблема для инди. Если вас не порекомендуют в Google Play, где вы будете зазывать игроков купить вашу новую игру? Сейчас приличных возможностей по сути нет.
Война мобильных платформ
Из-за всего вышеописанного успеха на Android добиться крайне не просто и, как результат, многие рассматривают его лишь как вторичный рынок. В свою очередь из-за подобного отношения сам Google Play выглядит, как «временная капсула», где законсервировано то, что когда-то было хитами на iOS. И там счастливы получить хотя бы эти порты из App Store, вроде Angry Birds и Super Hexagon. Были...
Сейчас Google Play не интересует портирование. Их отношение к разработчикам даёт однозначно понять, что поддержку получат только игры, которые выходят на Android изначально, или хотя бы одновременно с iOS. Разработчикам, оказавшимся в центре войны, приходится выбирать сторону.
Хуже всего в этой нарастающей войне Google и Apple то, что ни разработчики, ни сам Google не в состоянии в ней бороться. На сегодняшний день условия для выпуска эксклюзивов на iOS несравнимо лучше, чем на Android.
У Apple есть большая PR-команда, которая регулярно продвигает приложения. В магазине имеются десятки популярных категорий, где каждую неделю «на витрину» выставляются относительно старые программы. Есть награды, демонстрирующие внимание людей, а по качественным приложениям публикуются заметки. Есть даже совместная программа со Starbucks, с помощью которой приложения раздаются обычно недоступной аудитории (результаты её от 15 до 250 тысяч погашенных купонов). Ну и конечно множество магазинов, где раздаются демо-версии. Ничего этого на Андроиде нет.
Вот и получается, что выбирая стороны, независимому разработчику предпочтительнее выбирать iOS, поскольку выпуск игры уже сам по себе рисковое дело, и лучше уж сделать это в живой и здоровой рыночной среде.
И ещё об отношении Google Play к инди-разработчикам
Итак, что происходит, когда среднестатистический разработчик, согласно написанному выше, добивается успеха на iOS, а потом решает за несколько месяцев сделать порт на Android?
Ничего. Не важно, насколько велик был ваш успех на iOS. Даже хиты, принёсшие сотни тысяч долларов получают здесь холодный приём. Те самые игры, о портировании которых игроки просто умоляют, Google Play просто не желает у себя видеть.
При возникновении каких-то проблем и накладок инди-разработчику сложно бывает даже просто найти человека в Google, к которому можно обратиться. И даже если удаётся связаться и решить проблемы, нет никакой гарантии, что до релиза этот человек никуда не исчезнет.
Даже если вы уже выпускали хиты на Android отношение к вам от этого не изменится. Не то что у Apple – тамошние представители всегда внимательно вас выслушают и даже помогут (вот скажем нет у вас нигде рекламного баннера, сделают вам небольшой). А представители Google Play могут исчезнуть в любой момент и, поскольку Google продвигает у себя лишь небольшое количество игр, шанс не попасть в число избранных очень и очень велик. Кроме того Google часто отказывается рекомендовать совсем новые приложения, поскольку у них могут быть проблемы совместимости, и с такой плохой обратной связью совершенно нет возможности это урегулировать или составить расписание для PR-компании, даже если вы сможете найти способ создать сообщество.
Послесловие LootHunter'а: там дальше на самом деле есть ещё немного текста, но это уже просто общие слова о том, что Google плохие и так далее. Видно, что человеку здорово досталось от них. Но вообще остаётся вопрос, всё действительно так плохо?
Судя по комментариям к статье — нет. То есть, конечно, на Android у вас действительно нет всей той поддержки и инфраструктуры, которая есть в App Store, но с другой стороны... Лицензия для разработки на Android стоит 30 баксов (всего), а на iOS вам надо платить 100 долларов ежегодно. На Android значительно слабее цензура и нет многих подобных ограничений, из-за которых вас могут не пустить на платформу Apple.
В общем помните, что за всё надо платить. Либо деньгами, либо нервами.